Если есть проблема

2 апреля весь цивилизованный мир отмечает День распространения информации об аутизме. В семье растет ребенок с расстройством аутистического спектра. Советы в помощь родителям от учителя-логопеда   ГКУСО  КК «Абинский комплексный центр реабилитации инвалидов» Охремчук Марии Викторовны.

Проблема детского аутизма является одной из наиболее актуальных в нашем обществе. Это объясняется в первую очередь высокой частотой развития этих состояний: частота встречаемости детского аутизма составляет на 10 000 детского населения 26 случаев. Преобладает это расстройство чаще у мальчиков.

Как узнать аутизм?

Время — это самый важный момент в диагностике и постановке диагноза. Чем раньше поставлен диагноз, тем раньше начинается коррекция. Очень важно определить заболевание как можно раньше – от этого будет зависеть результат коррекционных занятий и медикаментозного лечения. Раннее считалось, что диагностика детей-аутистов должна проводиться в возрасте 3-4 лет, когда болезнь становиться клинически очевидной. В настоящее время исследователи сходятся на том, что классическое аутистическое расстройство начинается очень рано, с рождения. И сейчас большинство специалистов настаивают на необходимости проведения обследования на раннем этапе, в течение первых лет жизни ребенка.
Дома, проводя время с ребенком, родители могут заподозрить неладное по отсутствию концентрации внимания малыша на предметах и игрушках, по безразличию к маме (когда малыш не выделяет ее среди других членов семьи) или чрезмерной привязанности к ней. Особенно такие изменения заметны, если в семье уже есть дети – тогда родители четко понимают: что-то не так. Немного позже изменения в поведении ребенка становятся более явными: ему все равно, кто находиться с ним рядом, он не смотрит в глаза. У него развиваются стереотипные движения и «эхолалия» (многократное повторение слов, вопросов). С каждым годом черты аутизма становятся ярче, и в 2- 2,5 года чаще всего ставят диагноз «аутизм». Ребенок плохо говорит, ведет свои «беседы» с пустотой, боится всего нового. Он не играет с другими детьми, зато выделяет любимую игрушку, в компании с которой проводит большую часть времени.
Основными определяющими признаками детей с РАС являются: расстройство речи, ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройство моторики, стереотипная деятельность, нарушения развития.
10 способов

Диагноз «аутизм» — огромный удар для родителей. Но нужно знать, что есть большая вероятность, что такой малыш полностью адаптируется к социуму. Большинство детей, которые прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью. Но чтобы достичь таких успехов, с каждым малышом должны заниматься коррекционные педагоги, учителя — логопеды, психологи, а родители должны приложить максимум усилий дома. Главное не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей, путешествий с ребенком. Ребенка нужно активно вводить в социум.
— Запастись терпением. Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.
-Показывайте разницу. Например, в той же песочнице, покажите, что сухой песок не лепится, а из мокрого – прекрасно получаются пасочки.
— Будьте последовательны. Если логопед, педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все домочадцы.
-Учите подражать. К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать пасочки и смириться, что кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно – ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая пасочки, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму, завтра – переворачиваем её и т.д.
— Занимайтесь спортом. Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки, лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и даст понимание понятий право-лево, верх-низ.
— Научитесь отказывать. Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль – он будет толкать детей на площадке или бить маму и т.д.
— Соблюдайте ритуалы. После мытья рук, вытирание исключительно его полотенцем. Также проигрывайте каждую игру много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал.
— Играйте в контактные игры. «Ладушки», «ку-ку», «зайчик» — такие примитивные развлечения помогают развивать тактильные навыки.
— Не балуйте малыша! Дети — аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.
Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с РАС.
— Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру.
-Привлекайте внимание ребенка к своим действиям.
— Формируйте у малыша «ощущение края» с тем, чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде.
— Подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.
— Во время тактильного контакта с ребенком говорите ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление.
— Стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочные листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации, несовершенные слова; одобряйте такое его поведение.
— Научитесь считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением его имени), поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.
— Помните, что аутизм – это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни, и без вашей поддержки ребенку с аутизмом очень трудно будет адаптироваться в жизни.
Желаем удачи!