
В годы Великой Отечественной войны во время битвы за Кавказ станица Эриванская не попала в зону боевых действий. Дальше вершины Шизе гитлеровцы не продвинулись, да и на самой вершине они находились не более суток – их сбросил оттуда отряд морских пехотинцев совместно с партизанами. Однако спокойной жизни у станичников не было. Так как станица входила в прифронтовую полосу, жители вынуждены были покинуть свои дома и переселиться в лес, где вырыли землянки. В самой станице расположились тыловые части и резервы.
Мало кто знает о существовании военно-полевого аэродрома на юго-западной окраине Эриванской. Так называемый, аэродром-подскока располагался у подножья южных склонов хребта Грузинка. Историю этого аэродрома ещё предстоит написать, хотя архивные документы пока ещё не открыты. Сегодня мы можем опираться только на воспоминания эриванских старожилов и данные поисковой работы.
Три года назад Абинский отряд Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм» проводил поисковые работы в окрестностях станицы Эриванской. Общаясь с местными жителями, командир отряда Владимир Васильченко записал рассказ о трагедии, которая разыгралась на аэродроме весной 1943 г. Николай Кривохижа, Иван Швайка и Алексей Черепин видели, как горящий советский самолет заходил на посадку. Он немного не дотянул до полосы и жёстко сел на брюхо фюзеляжа. Истребитель был объят пламенем, а лётчик продолжал находиться в кабине. По всей видимости, от удара о землю заклинило фонарь кабины, и пилот не мог выбраться наружу. Подбежавшие подростки слышали крики горящего лётчика, но ничем не могли ему помочь. Огонь нарастал, и стали рваться неизрасходованные боеприпасы.
Когда самолёт сгорел, останки пилота захоронили на станичном кладбище. Для станичников тогда герой остался неизвестным, и когда спустя годы перенесли останки в единую братскую могилу в станичном парке, то на надгробной стеле его имени не оказалось. Прошло с тех пор 77 лет, и благодаря работе поисковиков имя отважного пилота вернулось из небытия.
Опытные поисковики
Первым делом необходимо было найти место приземления и определить тип истребителя. За дело взялись опытные поисковики Владимир Васильченко, Дмитрий Ковалёв и Сергей Зудилков, за плечами которых уже не один десяток найденных боевых машин. Но не так просто оказалось найти следы самолёта. За много лет местность изменилась так, что невозможно было найти следы полевого аэродрома. Вновь помог местный житель. Виктор Колиниченко первым вышел на пятно авиационного дюраля и показал его поисковикам. После нескольких часов напряжённой работы на месте падения нашли многочисленные мелкие фрагменты обшивки и двигателя. Большинство из них оказались оплавленными. На дюрале читались технологические клейма 292 завода. Это авиационное предприятие в городе Саратове во время войны производило легендарные истребители Як-1 и Як-1б. Были найдены и другие детали, характерные только для Як-1б.
Среди обломков попалась оплавленная шильда, на которой читается только одна цифра 9 (или 6 – с какой стороны смотреть). Чуть позже была поднята ещё одна технологическая шильда 46125. Самолёт с таким номером был найден ранее и установлен по номеру мотора, найденному на месте падения. Как показывает практика, технологические номера находятся рядом с заводскими. Однако в нашем случае все эти номера ничего не дали.
Особый интерес для поиска представляли разорванные гильзы от авиационного боекомплекта. Гильзы от авиационной пушки ШВАК калибра 20 мм и пулемёта УБС калибра 12,7 мм имели клейма 1941 – 1942 гг. Известно, что в начале воздушного сражения на Кубани имеющаяся здесь авиационная группировка была усилена по решению Ставки Верховного Главнокомандования 3-м истребительным авиакорпусом под командованием дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Е. Я.Савицкого и 287-й истребительной авиадивизией. Они прибыли на Северо-Кавказский фронт из Ростова со своим боекомплектом, который маркировался 1941-м годом. Все найденные «Кубанским плацдармом» Яки, сбитые 20-21 апреля 1943г., имели патроны и снаряды только 1941 года. С 22 апреля начинают появляться снаряды от пушки ШВАК 1942 года.Примерно с 25 апреля идёт боекомплект только 1942 г. То есть этот самолёт был сбит примерно 22 – 25 апреля 1943 г. Так, круг поиска значительно сузился. Обратившись к документам о потерях 287-й авиадивизии, выяснили, что в районе станицы Эриванской в воздушном бою 23 апреля 1943 г. было сбито четыре Як-1б 293 истребительного авиаполка 287-й авиадивизии. Согласно данным ОБД «Мемориал» все пилоты погибли.
Один из этих Яков сержанта Мугинова группа поисковиков из «Кубанского плацдарма» под руководством Евгения Порфирьева нашла и подняла 10 лет назад. Оставались три пилота: сержант Борис Глебов и младшие лейтенанты Василий Остапов и Александр Ивашко. Из журнала потерь личного состава 293-го авиаполка узнали, что Остапов выбросился с парашютом и упал в море в районе Цемесской бухты. Ивашко в том бою остался жив и вернулся в свой полк 1 мая 1943 г. О Глебове записано следующее: «…упал в районе Эриванской, что 30 км восточнее Новороссийска». Таким образом, с огромной степенью вероятности сгоревшим в истребителе лётчиком около Эриванского аэродрома является сержант Глебов.
Увековечить память
О пилоте 293-го авиаполка сержанте Борисе Владимировиче Глебове известно, что родился он в 1922 г., был призван на фронт в 1941 г. Раменским райвоенкоматом г. Москвы. Он являлся кандидатом в члены ВКП (б) и вместе с полком участвовал в Сталинградской битве. Тогда он первый раз был объявлен пропавшим без вести, но выжил и вернулся в полк. Это было в конце 1942 г.
В битве за Кавказ он участвовал с 20 апреля по 23 апреля 1943 г., за что был представлен посмертно к награждению медалью «За оборону Кавказа».
Ещё известно, что его отец Владимир Глебов в годы войны проживал в городе Стерлитамак Татарской АССР на улице Садовой, в доме № 4, квартира 25. Эти данные позволят начать поиск родственников героя-лётчика.
И ещё. Очень важно увековечить на мемориальной стеле в эриванском парке сержанта Бориса Глебова, чтобы окончательно вернуть имя погибшего за Родину героя. Мы надеемся, что в Год памяти и славы это будет сделано, тем более что глава Светлогорского сельского поселения Татьяна Михайлова живо откликнулась на нашу просьбу.
Виктор Пономарев, краевед, член Абинского отряда Краснодарской
краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм», педагог Дома детского творчества.
20 июня на территории мемориального комплекса «Сопка Героев» Крымкого района прошло торжественное захоронение останков 12 советских летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны. После состоялся патриотический автопробег «Небо Кубани», во время которого участники мероприятия установили памятные знаки на местах гибели 4-х экипажей штурмовиков Ил-2.
В памятном событии приняла участие и делегация из Абинского района: краевед Виктор Пономарев, председатель местного отделения ДОСААФ России Абинского района Сергей Прошка и участники Абинского Внедорожного Клуба «Леший» первичного отделения ДОСААФ России Абинского района, поисковики абинского отряда Краснодарской краевой общественной организации «Кубанский плацдарм», корреспондент «ВЕСТНИКА».