
У каждого города, села, станицы, куда ступал фашистский сапог, своя знаменательная дата. И каждому она памятна навек. Для абинчан памятным днем считается 23 марта 1943 года – день освобождения станицы Абинской от немецко-фашистских захватчиков.
15 тысяч трудоспособного населения Абинского района ушли на фронт. Оставшиеся женщины, старики и подростки работали на предприятиях, в колхозах и совхозах, снабжая фронт одеждой, обувью, рукавицами, продуктами питания. Во время черной оккупации станицы Абинской фашисты зверски расправлялись с мирным населением, с семьями партизан и родственниками бойцов, служивших в рядах Красной Армии. По ночам стояло зарево пожаров: фашисты грабили и сжигали дома абинчан, а на левом берегу Абина, во рву, за баней, они расстреливали мирных граждан.
В период оккупации все хлопоты по уходу за детьми и стариками, оставшимися в станицах, легли на хрупкие плечи женщин. Это было очень непросто, учитывая, что немцы не только забрали весь домашний скот, но и выгнали многие семьи из своих домов. За попытку собрать на бывших колхозных полях остатки былого урожая безжалостно расстреливали. Тем не менее, женщины нашли выход, как прокормить домочадцев. Во время бомбежек, пока дети и старики, а также сами немецкие солдаты прятались в укрытия, дети бежали к стойлам немецких лошадей – набрать овса. После из него варили суп. Тогда казалось, что вкуснее ничего и нет.
Многие жительницы станиц Эриванской и Шапсугской в поисках пропитания и медикаментов регулярно ходили через перевал в Геленджик и Кабардинку. Путь был неблизкий и тяжелый, однако именно он стал настоящей «дорогой жизни» для большинства оставшихся в оккупации семей. Единственной обувью, которая у них была и защищала ноги от грязи и снега во время тяжелых переходов, были кожаные тапочки – постолы. Они заменили женщинам и босоножки, и ботинки, и зимние сапоги.
В 1942–1943 годах на территории действовало сразу несколько партизанских отрядов, сформированных в станицах Абинской, Ахтырской, Холмской и Мингрельской. Их участники воевали против фашистов совместно с воинскими подразделениями советской армии и проводили боевые операции в тылу врага. Помимо ведения боевых действий против врага, партизаны занимались также информированием жителей Абинского района о ситуации на фронте. Благодаря им люди регулярно получали сводки советского информбюро и даже читали газету.
Бои за освобождение станицы Абинской начались не в феврале – марте 1943 года, когда 56-я армия, двигаясь из Краснодара, освободила станицу Ахтырскую. Абинская представляла собой крупный населенный пункт в 3208 дворов, по фронту длина 5 км и в глубину 4 км. Условия снабжения фронта были ограничены. Распутица, взорванные мосты, бездорожье, отставание тылов – все это сказывалось на дальнейшем развитии боевых действий. Доставка боеприпасов осуществлялась вручную жителями станиц Холмской, Ахтырской.
День и ночь велись воздушные бои, обе стороны наносили удары по тылам противника, изматывая и не давая передышки живой силе. Для наведения истребителей и управления ими в воздушных боях линии фронта были развернуты пять радиостанций в районе станицы Абинской.
Немецкое командование любой ценой старалось удержать станицу Абинскую, чтобы выиграть время, необходимое для создания мощных оборонительных сооружений в станице Крымской и западнее ее, успеть построить мощную линию обороны, впоследствии названную «Голубой линией». Для строительства укреплений, рытья окопов, противотанковых рвов и траншей немцы согнали тысячи мирных жителей с близлежащих станиц и хуторов. Саперные и полевые войска противника возводили узлы сопротивления, доты, дзоты, превращая капитальные дома в станице в мощные опорные пункты.
Почти две недели потребовались нашему командованию, чтобы подтянуть свежие силы, пополнить запасы боеприпасов, сменить отдельные части на передовых позициях, чтобы продолжить бои за Абинскую.
10 марта 1943 года советские войска заняли правобережную часть Абинской, а 23 марта станица Абинская была полностью освобождена от немецко-фашистских войск. Это утро жители запомнили на всю жизнь. Еще только начало светать, а мимо домов вдруг прошли стройные ряды солдат. «Что-то немцы рановато пошли завтракать», – подумали станичники и вышли на улицу, чтобы понять, что к чему. Однако оказалось, что это шли русские войска, только что освободившие Абинскую от немецко-фашистских захватчиков.
В освобождении станицы Абинской принимали участие: части 47-й и 56-й армии; 1127-й стрелковый полк, 337 стрелковой дивизии; 339, 61, 55, 83, 383, 394, 353, 20-я дивизии, 7-я гвардейская стрелковая бригада, 76-я морская стрелковая бригада, 151-я танковая бригада.
После освобождения в марте 1943 года в станице Абинской были организованы курсы минеров. Их слушателями были в основном подростки, а также более взрослые юноши и девушки. В работах по поиску и обезвреживанию мин принимали участие около 70 жителей района. Часть юных минеров из-за неопытности погибли. Активная работа по разминированию района продолжалась до 1953 года.
Среди абинчан, внесших свою лепту в освобождение станицы, были учителя местной школы В. Н. Хомяков и Г. И. Мельниченко, а также их ученики – Я. Тищенко, О. Черкасс, В. Нежданова, В. Богданов, П. Хомизиди и Г. Ганоченко. Сразу после освобождения района девятиклассники, воевавшие во время оккупации в партизанском отряде «Тихий», ушли на фронт. Многие из них дошли до Берлина и вернулись с наградами. Один из них, И. Ашека, за боевые заслуги награжден двумя орденами славы и восемью медалями.
Примечательно, что многие школьники, пережившие оккупацию и собственными глазами видевшие все ужасы войны, после получения аттестата об образовании выбрали профессию военного. Показателен в этом плане был выпуск 1953 года – только двое юношей выбрали мирные профессии, остальные отправились учиться военному делу. Впрочем, и в последующие годы большинство выпускников школы № 1 поступали в военные училища и вузы, чтобы стать профессиональными защитниками своей Родины.