
Заместитель начальника полиции по оперативной работе Отдела МВД России по Абинскому району подполковник полиции Александр Григорьевич Головань дал интервью корреспонденту «ВЕСТНИКА».
– Сколько мошенничеств было совершено в Абинском районе сначала года?
– На территории Абинского района за 10 месяцев совершено 226 фактов мошенничества. В 2020 году всего возбуждено 180 уголовных дел по фактам мошенничества с использованием сотовой связи, сети Интернет и списания средств с банковского счета, 129 за мошенничества с использованием средств мобильной связи, 49 краж с банковского счета. Все эти преступления совершены в отношении электронных денежных средств.
– Какие виды «дистанционного мошенничества» встречаются чаще всего?
– Самые распространенные – это списание денежных средств с банковских карт путем получения кода, неисполнение обязательств по продаже товаров и оказанию услуг, известная ситуация якобы «родственник попал в беду», также распространены мошенничества под предлогом приобретения или аренды жилья, выдачи кредита.
Еще один, можно сказать в настоящее время самый из распространенных способов дистанционного мошенничества – это так называемая служба безопасности какого-либо банка. Преступники создают так называемые колл-центры на съемных квартирах, в съемных помещениях, офисах, оборудуют серьёзной оргтехникой, набирают персонал, соблюдают конспирацию. Мошенники «работают» по всем регионам страны.
– В чем сложность борьбы с «телефонными мошенничествами»?
– Эти противоправные деяния совершаются с использованием большого количества сим-карт и телефонных аппаратов. При этом мошенниками используются различные платежные системы и многочисленные расчетные счета в банках.
Как правило, потерпевшему по телефону сообщаются заведомо ложные сведения. Далее, будучи хорошими психологами, мошенники уговаривают «жертву» под различными предлогами перевести денежные средства с его банковской карты на счет названного преступником абонентского номера, через платежные системы (экспресс-переводы, онлайн-сервисы).
Проблемным в раскрытии и расследовании таких мошенничеств является и то, что потерпевшие проживают в различных регионах России, в то время как сам преступник может находиться в регионе, не связанном с местом проживания заявителей. В связи с этим органы предварительного следствия не могут в кратчайшие сроки провести технические мероприятия на территории другого региона.
– Что нужно знать гражданам, чтобы не стать жертвой мошенников?
– С крайней осторожностью относитесь к совершению покупок или получения каких-либо услуг в социальных сетях или Интернет-магазинах. При этом необходимо исключить факты перечисления денежных средств кому-либо в целях так называемого оказания содействия в получении кредитов (в том, числе ипотечных), каких-либо выплат, выигрышей, улучшении кредитной истории, поскольку такие действия сами по себе не являются правомерными.
Ни при каких обстоятельствах не передавайте посторонним лицам сведения о своих счетах, вкладах и банковских картах, а также не совершайте никаких действий со своими банковскими картами, счетами и вкладами, о которых просят незнакомые или малознакомые лица по телефону. При возникновении любых вопросов, либо сомнений необходимо проконсультироваться непосредственно в отделении банка.
Любая смс-ка, приходящая на сотовый телефон якобы от службы безопасности, после которой может последовать звонок, и собеседник – обычно женщина с хорошо поставленным голосом, представляющаяся службой безопасности какого-либо банка – все это должно насторожить. Основная рекомендация: необходимо сразу положить трубку, как бы собеседник не пытался оставить вас на связи. Затем, взять свою банковскую карту, посмотреть на обороте номер службы безопасности, позвонить и уточнить, был ли такой звонок. Разговор, даже безмотивационный, необходимо прекратить.
– Прекращать разговор нужно, потому что используются какие-то психологические приемы?
– Конечно, психологические приемы используются. Персонал, так называемых преступных колл-центров, готовится, обучается по разным алгоритмам действия потенциальной жертвы. Например, если человек пытается уйти от разговора и понимает, что где-то его начинают обманывать, то со стороны преступников начинается давление в том плане, что мы же служба безопасности, мы же вам помогаем, обратите на нас внимание, разговор у нас записывается, будьте добры отвечать правильно на те вопросы, которые мы задаем. Таким образом, злоумышленники пытаются выведать у вас информацию по всем банковским картам, какой остаток, подтверждают, проверяют. Как только услышите эти команды, кладите трубку – это мошенники, так у банка есть вся информация.
– Что делать, если мошенникам все же удалось обмануть?
– Если все же в отношении Вас или Ваших близких совершены противоправные действия или Вы стали очевидцем преступления или правонарушения, просим незамедлительно обращаться в полицию по телефону 02, 8(86150)5-31-40, так как, оперативное реагирование сотрудников полиции способствует быстрому раскрытию преступлений.
– Чтобы вы хотели пожелать нашим гражданам?
– К сожалению, основной причиной распространенности «телефонного мошенничества» по-прежнему остается доверчивость граждан. Поэтому хотелось бы пожелать гражданам не быть доверчивыми.