
Банк России и полиция Кубани рассказали ,как не стать жертвой кибермошенников. В мероприятии приняли участие журналисты редакции «Информационной службы».
На совместной пресс-конференции представители Южного ГУ Банка России и ГУ МВД России по Краснодарскому краю рассказали о самых популярных схемах кибермошенников и о том, как им противостоять. Чаще всего мошенники обманывали кубанцев на сайтах объявлений, в социальных сетях, а также, обещая компенсацию за ранее приобретенные лекарства или БАДы. Кроме того, злоумышленники звонили жителям края под видом сотрудников правоохранительных органов или служб безопасности банков и выманивали секретную информацию по карте.
– За 2020 год на территории Краснодарского края зарегистрировано 13 279 мошенничеств, совершенных с использованием средств связи, сети Интернет, а также банковских карт, – рассказал подполковник полиции Алексей Дорошенко. – По итогам 1 квартала 2021 года по линии IT-мошенничеств зарегистрировано 3 325 преступлений. Стоит отметить, что около 60 % потерпевших – это население трудоспособного возраста.
Алексей Дорошенко также сообщил о наиболее ярких примерах раскрытия преступлений, совершенных дистанционным способом. Например, благодаря оперативным действиям кубанских полицейских удалось задержать гражданку, которая похищала деньги потерпевших под предлогом продажи различных товаров на сайтах бесплатных объявлений. В настоящее время выявлено 27 эпизодов преступной деятельности обвиняемой.
Эксперты Банка России отследили тренды, на которые злоумышленники ориентируются и в этом году. Так, сейчас кибермошенники переходят к стратегии «лучше обмануть одного, но на крупную сумму, чем с большого количества граждан собирать по копейкам».
– Особую роль в противодействии мошенничеству играет система информационного обмена Банка России «ФИД-АнтиФрод». К ней подключены все работающие в России банки, – отметил Алексей Семенов, руководитель отдела информационной безопасности Южного ГУ Банка России. – К концу 2020 года в этой системе было накоплено более 43 тыс. уникальных признаков операций, совершенных без согласия клиентов. Знание этих признаков помогает банкам пресекать активность злоумышленников.
В ходе конференции специалисты ответили на вопросы журналистов. Редакция «Информационной службы» поинтересовалась у представителей банковских структур, насколько защищены средства вкладчиков, которые хранятся не на банковских картах, а на депозитных и сберегательных счетах, и что следует предпринять для их безопасности. Алексей Семенов пояснил:
– Чтобы минимизировать риски необходимо, в первую очередь, соблюдать условия договора между банком и клиентом. А именно не разглашать никаких секретных данных. Во-вторых, ограничить дистанционный доступ к вашим средствам. Таким образом, снять деньги или пополнить счет вы сможете только при личном визите в банк. Еще один способ – владеть информацией о возможных способах посягательства и новых уловках мошенничества.
Представителям СМИ на пресс-конференции еще раз напомнили, что главное в беседе с мошенниками – не разглашать секретные сведения: номер карты, пароль от нее, CVC-код или СМС-подтверждение операции от банка. Часто злоумышленники с помощью психологического давления или манипулирования выманивают именно эти данные. Как только вы поняли, что вам звонит мошенник – прекратите разговор и сообщите об этом факте в банк. Если вы заметили, что со счета списали деньги, позвоните в банк и заблокируйте карту, напишите в течение 48 часов заявление о несогласии с операцией и обязательно составьте заявление о факте мошенничества для передачи в правоохранительные органы. И главное – никогда не теряйте бдительность и не поддавайтесь на уловки мошенников.